Почему мы не перестанем носить джинсовую одежду – связь денима с маргинальным обществом
Пару месяцев назад моя рабочая почта разрывалась от количества писем. Это случилось после того как автор из Vice UK опубликовал статью с сенсационным названием «Смерть джинсовой ткани: как джинсы перестали быть главным элементом одежды в мужском гардеробе», и все моментально начали давать комментарии по этому поводу. Большинство комментариев были отрицательными, и дискус быстро перерос в оскорбление личного стиля автора; но что-то в этой истории не давало мне покоя.
Нередко можно прочитать эти сенсационные статьи на тему «такая-то и такая-то тенденция умирает», заголовки которых «(Назовите любую вещь) умирает», «Долговечный тренд на (вставьте любое название одежды)». Очень часто можно встретить статьи, которые противоречат друг другу и появляются каждые несколько месяцев. Коричневый рис на самом деле вреден для вас! Использование зубной нити полезно для вашего здоровья! Хотя нет, сейчас уже зубная нить вредит вам! И так далее. Но то, что отличало статью Vice от других статей, которые писали про то, что «деним мертв», которые я читал в последнее время. В этой статье центральным утверждением было, что деним ассоциируется с чем-то чрезмерно мужественным, поэтому много людей в будущем откажется его носить.
Автор обосновал, что понятие про мужественность начинает сегодня меняться, и это правда, но было сложно предположить, что джинсовая ткань также способна измениться. Также в статье встречается стереотип, что мужчина, который часто носит джинсы, на самом деле не может ухаживать за своей кожей или слушать Ариану Гранде, что является вполне абсурдным заявлением.
С современной точки зрения сложно понять, насколько изменилось значения и подтекст этой легендарной ткани. Автор описывает ложную ассоциацию между денимом и мужественностью, которая имеет смысл, только для тех, кто игнорирует историю денима.
Это была одежда бедняков Америки с конца 1800-х годов и главной одеждой после Второй мировой войны. Статус денима не означал, что его носили только белые мужчины. Мы можем думать, что джинсы сделали популярными Брандо и Дина, но на самом деле это случилось благодаря маргинальным народам, которые начали носить джинсы и показали, что это очень удобно и стильно.
Шаг назад
Как я часто отмечал, существует проблема «за деревьями леса не видно», в которой преобладает мужская мода, особенно джинсовая. Джинсы начали носить так часто, что они перестали быть чем-то примечательными, и их носят сейчас больше, потому что они стали классической и повседневной одеждой.
Но до этого момента джинсы носили преимущественно мужчины среднего класса. Таким образом, они могли показывать свою связь с преступностью, маргинальной идентичностью, и тд.
В течение многих лет после того, как синие джинсы были впервые изобретены, они не считались подходящей одеждой для интеллигентного общества (иными словами, белого общества). В крупных американских журналах, не было изображений людей в джинсах или рекламы джинсовых брендов до середины 1960-х годов.
Джинсы просто не носили, если вы только не рабочий класс ... или не сидите в тюрьме.
Голливудский актер Роберт Митчум был арестован в 1948 году за хранение марихуаны и сфотографирован в тюрьме в полный рост, в синей джинсовой униформе. Митчум был плохим парнем, на котором тюремная форма выглядела хорошо, но многие переживали, что после этого фото его карьера пострадает.
Мужчины, которые переживали за свой авторитет и принадлежали высшему классу, не могли позволить, чтоб их увидели в такой одежде. Если на мгновение вы можете очутиться в прошлом и представить время, когда джинсы не были главной частью гардероба, то мы можем начать наше путешествие.
Американская Классика
Бедные люди с юга пытались не носить джинсовую одежду любой ценой, сразу после того как находили хорошие работы и начинали зарабатывать деньги. Известно, что Элвис Пресли ненавидел носить джинсы, как и Джеймс Браун, про это мы упоминали в нашей истории о Мартине Лютере Кинге и рабочей одежде.
Это избегание было связано с тем, что деним четко ассоциировался с рабством, хотя и неосознанно. В начале американской истории, в основном на юге, дешевый деним, был изготовленный из конопли и часто назывался «тканью рабов», потому что рабовладельцы специально закупали этот дешевый товар для своих рабов.
Для многих южан, белых и темнокожих, джинсовая ткань была напоминанием о расовых и классовых конфликтах, о которых обычно они старались не вспоминать.
Дешевая джинсовая ткань могла бы и дальше служить униформой для людей, которые попали в тюрьмы или в рабство. Хотя в фильмах, которые посвящены тем временам, часто снимаются белые актеры, в таком, например, как «Хладнокровный Люк» (на фото выше), но при этом намеки на рабство довольно ясны.
Для мужчин джинсовая ткань была показателем социального статуса, который они хотели скрыть, но для женщин джинсовая ткань могла быть и показателем большого прогресса. Во время Второй мировой войны, когда рабочая сила мужчин за границей значительно сократилась, женщины начали работать на производственных предприятиях, на уровнях, ранее невиданных.
Женщины надевали ту же самую рабочую одежду, которую носили их мужья и братья дома, но для них грубая и тяжелая одежда имела совсем другое значение. Война означала, что жестко защищенные гендерные нормы были слегка смягчены, и женщинам разрешалось зарабатывать на жизнь вне дома в изнурительных, но полезных отраслях.
Это освобождение от гендерных норм, к сожалению, было только временным, но эта краткая глава навсегда останется в истории джинсовой ткани.
После Второй мировой войны джинсы стали популярными, во многом благодаря целому ряду известных фильмов, которые снимались в основном специально для новой растущей аудитории под названием «подростки». Эти подростки имели чистый доход и могли покупать вещи не только по необходимости, но и приобретать что-то, что они увидели в фильмах или на звездах с Голливуда.
Такие актеры, как Джеймс Дин, Марлон Брандо и Клифт Монтгомери, часто появлялись на экране в эпоху, когда деним начали более открыто показывать на экране, и джинсовая одежда начала набирать популярность. Все трое из этих актеров обладали двумя общими характеристиками: они изучали актерское мастерство Станиславского, который хотел видеть более эмоциональных и искренних персонажей, и по сегодняшним стандартам их всех троих можно было бы считать странными или бисексуальными.
С современной точки зрения все актеры в своих ролях выглядят довольно мужественными и брутальными, хотя их эмоциональное состояние было совершенно другим. Может именно поэтому деним начали ассоциировать с чрезмерной мужественностью и девушек в джинсовой одежде можно было увидеть очень редко.
Вывод
Возможно, это слишком романтичное заключение, но я считаю, что деним, каким мы его знаем сегодня, пропитан всеми этими историями, даже если мы не носим его каждый день. Можно заметить, как влияние денима постоянно меняется, но при этом он все равно старается остаться с нами в любую эпоху.
Но важно помнить, что джинсовая ткань - это не только ковбои и шахтеры (или, по крайней мере, не только история про белых людей), и также деним не всегда был материалом, из которого могли пошить домашнюю одежду, как это делается сегодня. К счастью, мужественность и гендерные стереотипы постепенно стираются, и я не думаю, что мы должны полностью отказать от джинсовых вещей, чтобы оставаться политкорректными.
© Albert Muzquiz
© Aquamir.kiev.ua, 2020
1 комментарий
Пусть шорты-бермуды на зиму носят местные модники, а я поношу джинсы.
Ну и джинсовая одежда отмереть просто по причине «перестало быть модно»не может, так как всегда существует социальная прослойка, которая будет пользоваться тем, что маломодно или малопопулярно, а пока есть спрос — будет и предложение.